В экипировке парашютистов отличий от обычного пехотинца было ещё больше, чем в вооружении. В первую очередь это касается шлема. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные при разработке стального шлема обр. 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулкан фибер» (Vulkanfiber), которые проходили в 1933-34 гг.
Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски Ml 935. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две де-кали по бокам. С левой стороны это был летящий кондор, держащий свастику (эмблема «Люфтваффе»), а справа - германский триколор - черный, белый, красный. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.
Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник обр. 1931 г.), который фиксировался в каске при помощи трёх кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 г. модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трёх кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепёжные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медные, позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте.
Парашютист сухопутных войск в шлеме первого образца 1936 гола. С левой стороны шлема - декаль сухопутных войск. Самый первый вариант стального шлема парашютиста. Представлял из себя пехотную каску обр. 1935 года с обрезанными полями. Внутрь вставлялся подшлемник обр. 1931 года. В полевых условиях один из ремешков, использовавшихся при прыжке, снимался, а второй переставлялся в прорези шлема. |
Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины. После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в неё ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что согласно инструкции «Люфт-ваффе» от 15 марта 1938 г. срок службы шлема ограничивался 15 годами.
Парашютный стальной шлем обр. 1936/1937 года. От самых первых моделей он отличался только наличием четырёх прорезей, в которые крепились ремешки, удерживающие каску от срыва с головы десантника. Такой шлем мог применяться с подшлемником обр. 1931 года. | Рядом этот же шлем, но с подшлемником образца 1937 года, скроенным из цельного куска овечьей кожи. |
На сегодняшний день первая модель имеет огромную коллекционную ценность. Цена таких касок в каталогах достигает нескольких тысяч долларов. Достаточно редко встречается и вторая модель шлема с армейской декалью (сидящий орёл с опущенными крыльями), так как такими касками был экипирован только один батальон, причём к 1 июня 1938 г. новое пополнение батальона уже имело на каске декаль «Люфтваффе», а с 1 января 1939 года армейский парашютный батальон был включён в состав «Люфтваффе».
Стальной парашютный шлем первого образца 1936 года сдекалыо «Люфтваффе» на левой стороне. Триколор наносился на правую сторону шлема. |
В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.
Эмблемы «Люфтваффе» (справа) и сухопутных войск, наносившиеся на каски парашютистов. |
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давала легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 г. стальные шлемы стали краситься в серо-голубой цвет, при этом краска смешивалась с песком и поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была отменена декаль триколора и был введён матерчатый камуфлированный чехол с шестью крючками для крепления на каске.
Шлем с подшлемником образца 1937 гола, скроенный из двух кусков кожи. На шлем нанесена декаль «Люфтваффе». |
Для того, чтобы стропы парашюта при десантировании не цеплялись за экипировку, парашютисты перед прыжком одевали прыжковый комбинезон. Парашютный комбинезон выполнялся из прочной хлопчатобумажной ткани.
Первый образец комбинезона де сантников сухопутных войск был зеленого цвета. Он не имел отложного воротника и застегивался на две разъемные молнии, которые шли параллельно вдоль груди. С правой стороны груди нашивался орел - эмблема сухопутных войск. Парашютисты называли этот костюм «мешком для костей».
Самый первый вариант прыжкового комбинезона парашютиста сухопутных войск. С правой стороны нашивалась эмблема сухопутных войск. |
Комбинезон парашютистов ВВС отличался наличием отложного воротничка и коротких штанин. Вместо карманов сделаны прорези, через которые можно было попасть в брючные карманы. На груди вышивалась эмблема ВВС (пикирующий кондор). После 1940 года на комбинезонах появились разные варианты карманов (до этого их не было вообще). Большинство комбинезонов имели один нагрудный карман. А, например, во время операции на Крите парашютисты были одеты в комбинезоны, имевшие четыре кармана: два нагрудных и два набедренных.
Опыт боевых действий внес существенные изменения в конструкцию комбинезона. Так, в 1941 году появилась вторая модель, сшитая из камуфлированной ткани. Она не имела штанин. Вместо этого полы комбинезона можно было застегивать вокруг ног на кнопки. Справа сзади пришивалась матерчатая кобура для пистолета РОВ.
Третья модель комбинезона появилась в 1943 году. От второй модели она отличалась цветом фона камуфляжного рисунка (вместо серого он стал оливково-зелёным), а осколочный рисунок пятен заменен на пятна с размытыми краями. Кобура для РОВ отсутствовала.
Эмблема сухопутных войск |
Брюки парашютистов были серо-зелёного цвета, имели два боковых и два набедренных накладных кармана. С брюками носился обычный поясной ремень с пряжкой «Люфтваффе». Под коленями имелись прорези для фиксации накладных наколенников. На правой ноге ниже колена имелся карман для стропореза.
В экипировку парашютиста также входили прыжковые ботинки, на первых образцах которых шнуровка располагалась сбоку. |
В состав экипировки парашютиста входили специальные прыжковые ботинки на толстой резиновой подошве. На первых моделях шнуровка находилась с внешней стороны ботинок, а после 1940 года стали выпускаться ботинки, которые зашнуровывались обычным способом - спереди. Сами ботинки были черными, но позже стали коричневыми.
Прыжковый комбинезон парашютистов «Люфтваффе» первого образца. | Прыжковый комбинезон парашютиста (вторая модель). На шлем одет маскировочный чехол, закрепленный 6-ю крючками. |
Десантировались парашютисты в перчатках и с налокотниками. Перчатки парашютистов изготавливались из черной кожи и имели длинные эластичные манжеты, в которые для надёжной фиксации на запястьях были вшиты стальные пружины. Применение наколенников и налокотников было обусловлено особенностями парашюта, который обеспечивал большую скорость снижения, причём подвесная система была сконструирована таким образом, что парашютист после раскрытия купола занимал не вертикальное положение, а был как бы наклонён вперёд.
Стеганый костюм, применявшийся парашютистами в зимнее время. Мог носиться как правой, так и левой стораной. Изнаночная сторвна - белая. | Третий вариант прыжковою комёинекна, Камуфляжные пятна с размытыми краями.На комбинезоне лежит подсумок для карабина Маузера 98К. |
Поэтому при приземлении десантник ударялся об землю коленями и локтями. По-видимому такое положение парашютиста было необходимо для уменьшения его проекции, видимой с земли, что затрудняло попадание в него. Большая скорость снижения должна была сократить время пребывания парашютиста в воздухе и, тем самым снизить вероятность его поражения. Купол парашюта выдёргивался фалом (вытяжной парашют отсутствовал). Применение фала сокращало время раскрытия парашюта и позволяло прыгать с минимальных высот (от 60 метров).
Под комбинезоном парашютиста располагались специальные под сумки, которые перекидывались через шею и нижними концами крепились к поясному ремню. На них в 12 карманах могли размещаться 20 винтовочных обойм (100 патронов). Подсумки для парашютной винтовки FG42 по конструкции практически не отличались от винтовочных, но имели 8 карманов для магазинов к FG42. Подсумки под МР40 были рассчитаны на 3 магазина. На шею же вешался прорезиненный мешок, в котором размещался противогаз.
Парашютист Носманн в чине фельдфебеля перед прыжком. До прыжка парашют находился и переносился в парашютной сумке. |
Кроме того, на груди парашютиста крест-накрест вешались два матерчатых чехла для гранат М24. Каждый из них вмещал 3 гранаты. Парашютисты в шутку называли чехлы «спасательным жилетом».
На поясном ремне располагалась пистолетная кобура. Позже из-за того, что сразу после приземления пистолет было очень трудно достать из-под комбинезона, кобуру стали пришивать к комбинезону. Сзади на поясной ремень вешались фляж ка, сухарница и штык с саперной лопатой.
Слева серебряный перстень парашютиста фабричного производства. Самодельный перстень папашютиста (справа). |
В зимнее время применялись стеганые костюмы и вязаные подшлемники. Костюм был светло-серого цвета (оборотная сторона - белая) одевался под прыжковый комбинезон.
Отношение десантников к своей форме было исключительно уважительным. Подчеркивая свою исключительность, принадлежность к элите вооруженных сил парашютисты не снимали прыжковые комбинезоны ни на парадах, ни на учениях, ни на фронте. Случалось так, что даже награды парашютисты получали в комбинезонах. Кроме того парашютисты нашивали на прыжковый комбинезон памятные нарукавные ленты, которые по уставу должны были носиться на кителе. Немецкое командование не препятствовало этому, так как все это повышало престиж десантных войск. Отличительной особенностью было и то, что до войны практически все парашютис ты имели перстни фабричного производства с изображением пикирующего кондора со свастикой в когтях. С началом войны приходившее молодое пополнение, соблюдая традиции, делало их самостоятельно.
На второй модели комбинезона сзади справа пришивалась матерчатая кобура для пистолета Р08. На снимке в кобуре находится сигнальный пистолет Вальтера. |
Из-за отсутствия петлиц и погон на прыжковом комбинезоне знаки разли чия офицеры стали нашивать симметрично на оба рукава. Вплоть до 1940 года для парашютистов сухопутных войск у лейтенанта пришивалась одна планка белого или серебристого цвета, у обер-лейтенанта - 2 и так до полковника (5 планок). На левой стороне груди вышивался орел сухопутных войск. А для ВВС -орел «Люфтваффе» серебристого цвета у офицеров и сероватый у унтер-офицеров и рядовых. На рукавах комбинезонов офицеров-парашютистов ВВС носились светлосерые нарукавные нашивки и планки. На зимних стеганых комбинезонах нашивки имели темно-синий цвет. Знаки различия на других вариантах формы одежды, такие же, как в войсках ВВС.
Среди парашютистов, высадившихся на Крит, был боксёр, чемпион мира в тяжёлом веся Макс Шмеллинг (на фото справа), в свое время нокаутировавший знаменитого американца Ажо Луиса. Шмеллинг сумел остаться в живых на Крите и пережить войну |
Кроме парашютистов «Люфтваффе» в Германии существовали армейские парашютно-десантные батальоны и парашютные батальоны Waffen SS.
После 1943 г. в войсках SS был сформирован парашютный батальон, получивший обозначение «500» , в задачу которого входило проведение спецопераций. Сначала тренировки парашютистов проходили в 111-й парашютной школе, расположенной в Краево (Югославия), позже часть десантников тренировалась в Венгрии. Боевое крещение десантники приняли в марте 1944 г., когда проводилась парашют-но-планерная операция по уничтожению штаба И. Б. Тито в г. Двер (Югославия). Цель операции достигнута не была, а парашютный батальон понес тяжелые потери (об этом неплохо было бы вспомнить нынешним стратегам, в том числе и немецким, планирующим проведение наземной операции в Югославии). Позже планировалось использовать парашютистов в несостоявшейся операции в Будапеште. В конце концов батальон получил обозначение «600», а командование им принял уже упоминавшийся От-то Скорцени. Батальон был брошен в Ардены, затем воевал на Одере. Закончилась история эсэсовских парашютистов в районе г. Гагенау, где в конце 1945 г. оставшиеся в живых 180 десантников сдались в американский плен.
Памятная лента, жетоны, знаки различия немецких, парашютистов. У парашютистов «Люфтваффе» знаки различия представляли собой комбинацию нашивок в вше планок и шевронов по форме напоминающих птичку. У офицеров (до капитана включительно) на рукав нашивались планка и до трех «птичек». Звания от майора до полковника обозначались двумя планками и от одной до трёх «птичек» (на фото внизу обер-лейтенант). |
В батальоне Waffen SS использовалась экипировка, шлемы и амуниция, полученные со складов «Люфт-ваффе». Однако многие эсэсовцы, получив шлемы, самостоятельно рисовали на них декаль SS, правда таких касок не сохранилось.
Армия также имела свои парашютные подразделения. В 1940 году в дивизии Brandenburg («Бранденбург») был сформирован парашютно-десант-ный взвод специального назначения Zug. В 1941 году это уже была рота, а в 1944 -батальон. Бойцы этого подразделения во время войны выполняли специальные операции за линией фронта с Советским Союзом. Информации об этом подразделении практически нет. Фотографий также не сохранилось.
Наколенники и кожаные перчатки, входившие в комплект экипировки парашютиста. Хорошо вшны фабричные этикетки, нашивавшиеся внутрь парашютной сумки. |
Парашютисты III Рейха вписали немало ярких страниц в историю военного искусства. Исключительная степень подготовки, высокий боевой дух позволяли им выполнять практически невыполнимые задачи. Например, в 1940 году во время боев в Бельгии всего 85 парашютистов заставили капитулировать гарнизон форта Эбэн-Эмаэль, который насчитывал 1200 человек. При этом потери десантников составили всего 6 человек убитыми. Операция по захвату острова Крит в 1941 году завершилась благополучно только благодаря героическим усилиям десантников, граничащим с фанатизмом. Несмотря на неблагоприятно складывавшееся начало операции и огромные потери (всего за две недели боев немцы потеряли убитыми и пропавшими без вести около 4 000 человек) они смогли выполнить поставленную перед ними задачу. Критская операция стала первой крупномасштабной десантной операцией в истории XX века.
В германской армии наряду с парашютистами было немало элитных подразделений (егеря, отборные части SS и т.д.), воевавших с фанатическим упорством и поклонявшихся своей религии -религии войны (кстати, у тех же парашютистов на пряжке поясного ремня отсутствовала стандартная надпись «с нами бог»). Но это не помогло. И в 1945 году «Тысячелетний Рейх» обрушился под ударами Советской Армии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий