История появления этой уникальной автоматической винтовки начинается с выявления необходимости принятия на вооружение немецких парашютистов мощного, дальнобойного и в то же время эффективного в маневренном бою на ближних дистанциях оружия. К началу Второй мировой войны в немецких воздушно-десантных войсках существовала доктрина, четко определявшая вооружение десантника во время прыжка: пистолеты, пистолеты-пулемёты, ручные гранаты и ножи. Такое ограничение в вооружении бойцов было обусловлено самой конструкцией немецкого парашюта того времени, который не позволял брать с собой большой вес. При проведении десантных операций, более мощное и дальнобойное оружие – винтовки и пулеметы сбрасывались в ящиках отдельно. В первые моменты боя парашютист оказывался уязвимым для дальнобойного оружия противника и не в состоянии ему противостоять. Поэтому необходимо было более мощное оружие, чем пистолеты-пулеметы MP.38 и MP.40.
В результате по требованию командования Люфтваффе было определено техническое задание на разработку автоматической винтовки под стандартный немецкий винтовочный патрон калибра 7,92 мм. Масса не должна была превышать карабин 98k, оружие должно было иметь переводчик режимов огня, возможность стрелять винтовочными гранатами, а также быть достаточно компактным. Такая винтовка смогла бы заменить сразу несколько видов оружия – пистолет-пулемет, винтовку и пулемет. Генерал-майор люфтваффе К. Штудент, бывший одним из ответственных за создание новой винтовки в своем докладе10 октября 1942 главнокомандующему ВВС Герману Герингу высказался следующим образом: «В одном оружии объединены ручной штуцер с пистолетной рукояткой, пистолет-пулемет, винтовка и ручной пулемет, причем вес образца равен весу винтовки 98k». Параллельно созданию нового оружия, велась и разработка парашютов, которые бы смогли обеспечить десантирование с большим, чем прежде весом.
Просьба главы Люфтваффе о разработке этого оружия к управлению вооружений вермахта была отклонена как невыполнимая. Техническое задание было отослано обратно управлению вооружений ВВС. Одной из причин такого решения было еще и соперничество армии и авиации. В результате Герман Геринг обратился напрямую к производителям оружия, фирмам Rheinmetal и Кrieghoff, из которых первая получила контракт на производство. Образец Rheinmetal оказался лучшим. Автоматическая винтовка с требуемыми характеристиками была разработана конструктором Rheinmetal, Луисом Штанге. Необходимость в такой винтовке была окончательно подтверждена после десантной операции «Меркурий» на острове Крит в мае 1941 года. Немецкие парашютисты понесли значительные потери, составившие около 2000 человек, что было совершенно неприемлемо для германии. Хотя сама операция в итоге завершилась победой немцев и захватом Крита, потери при ее проведении оказали решающее влияние на дальнейшую судьбу немецких парашютно-десантных войск во Второй мировой войне. Причиной такой неудачи стали нормативные 80 секунд, необходимые парашютисту для нахождения контейнера с оружием. Именно в эти первые моменты боя немцы не могли ничего противопоставить дальнобойным винтовкам и пулеметам англичан.
Испытания новейшего оружия проводились в 1942 году. Тогда же эта автоматическая винтовка получила наименование «Falshimjagergewehr-42» - винтовка для парашютно-десантных войск, модель 1942 г. (FG-42). После выпуска относительно небольшого количества первого варианта этой винтовки и последующих за этим испытаний, в конструкцию было внесено некоторое количество изменений и усовершенствований. FG-42 использует стандартный 7,92 мм винтовочный патрон Маузера, применявшийся как в винтовках, так и в пулеметах. Питание патронами при стрельбе осуществляется из, крепящегося с левой стороны винтовки, коробчатого магазина емкостью 20 патронов с двухрядным их расположением. Винтовки обоих моделей имеют, в принципе, одинаковую конструкцию, их автоматика работает за счет отвода пороховых газов через поперечное отверстие в стенке ствола. Запирание канала ствола осуществлялось поворотом затвора, который происходит в результате взаимодействия криволинейного паза на затворе и скошенных плоскостей на стойке затворной рамы при движении последней. Два боевых упора расположены симметрично в передней части затвора.
Ударно-спусковой механизм ударникового типа позволяет вести одиночный и автоматический огонь. Переводчик режимов стрельбы находится над рукояткой с левой стороны. В автоматическом режиме винтовка стреляла с открытым затвором, находящимся перед выстрелом в заднем положении. Такой способ ведения огня был характерный для пулеметов и обеспечивал хорошую устойчивость при стрельбе с высоким темпом. Одиночными выстрелами винтовка стреляла при закрытом затворе для большей точности стрельбы. Для повышения устойчивости при стрельбе под стволом закреплена складывающаяся двуногая сошка. Если магазин полностью расстрелян, а переводчик огня находится в положении «автоматический огонь», для открытия огня необходимо, вставить в винтовку снаряженный магазин, предварительно удалив пустой, и нажать на спусковой крючок. При этом подвижные части сорвутся с шептала вперёд, дошлют патрон в патронник, после чего произойдёт запирание канала ствола и выстрел. Если же стрельба велась в полуавтоматическом режиме, то после замены магазина для начала стрельбы было необходимо передёрнуть затвор винтовки.
Ствол и приклад находились на одной линии, за счет чего практически отсутствовало плечо отдачи и соответственно был сведен к минимуму подброс оружия при стрельбе. Силу отдачи снижал массивный компенсатор-пламегаситель, крепившийся на дульной части ствола. Прицельные приспособления состояли из закрепленной на стволе мушки и размещенном на ствольной коробке регулируемом диоптрическом целике. Для установки поправки на дальность нужно повернуть штангу стойки прицела и совместить отметку дальности с риской на стойке. При десантировании стойки прицела и мушки складывались. Оружие также могло оснащаться оптическим прицелом Gw.ZF.42, при этом автоматическая винтовка становилась снайперской. Для ведения ближнего боя винтовка снабжена неотъемным четырехгранным игольчатым штыком, который в походном положении откидывается назад и располагается параллельно стволу. Специально для FG-42 был разработан 30 мм винтовочный гранатомет «Gewehrgranatengerat-2», который крепился при помощи резьбы на дульную часть ствола. Гранатомет мог стрелять на дистанцию до 250 м ружейными осколочными и противотанковыми кумулятивными гранатами. Боекомплект FG.42 включал 8 магазинов, которые размещались в специальных нагрудных подсумках.
Независимо от модели, пожалуй, главной отличительной особенностью винтовки FG-42 были форма и увеличенные размеры патронника, который от обычного патронника автоматической винтовки Вальтера G41 отличался увеличенным диаметром первого конуса и своеобразными очертаниями второго конуса (ската), состоящего из начального конуса, цилиндра и конечного конуса. Благодаря этому объём патронника увеличился на 6,63%, что повлекло за собой снижение максимального давления пороховых газов в среднем на 13,3% и начальной скорости на 1,5%. Уменьшение давления облегчило экстракцию гильзы. Вместе с наличием дульного тормоза это позволило применить в FG-42 стандартный мощный винтовочный патрон. Недостатком увеличения патронника стало наличие большого количества (около 30%) продольных трещин на стальных гильзах, что приводило к повышенному загрязнению механизмов винтовки. Не исключалась и возможность выгорания поверхности патронника. При стрельбе патронами с латунной гильзой этих проблем не возникало. Во время выстрела из FG-42 гильза перештамповывалась и приобретала характерные очертания. Такие гильзы легко отличить на глаз по наличию двух конусов и по увеличенному диаметру.
Вскоре после начала производства по результатам испытаний FG-42 была коренным образом модернизирована. В первую очередь углеродистая сталь, применявшаяся в конструкции винтовки, была заменена на высококачественную легированную. Уменьшили темп стрельбы с 900 до 700 выстр/мин увеличением массы и хода затвора. Кроме этого изменились габаритные размеры многих деталей, что было связано с тем, что в первой модели FG-42 не обеспечивалась их достаточная механическая прочность. Технология изготовления некоторых деталей была изменена. Также была улучшена конструкция дульного тормоза-компенсатора винтовки, в результате чего уменьшилось дульное пламя и сила отдачи при выстреле. Практика показала, что стрельба во время снижения парашютиста разворачивает его в воздухе, а следовательно, необходимая для этого рукоятка с большим углом наклона была заменена на новую, имеющую меньший угол.
Сошки стали крепиться к дульной части ствола, за счет чего была достигнута лучшая стабилизация винтовки во время стрельбы. В конструкцию был введён четырехпозиционный газовый регулятор, при помощи которого можно было изменять величину потока газов для стрельбы в обычных или затрудненных условиях. Ударно-спусковой механизм со спусковым крючком объединили в блок, который мог отделяться от оружия в целях упрощения и для большего удобства обслуживания. Ввели в конструкцию новый отражатель. Переводчик режимов огня и предохранитель были разделены. На экстракционном окне появились защитная крышка, а также особая планка, отражающая стреляные гильзы вперед для возможности стрельбы с левого плеча. Защитная крышка появилась и на приемнике магазина. Само экстракционное окно сделано автоматически закрывающимся для предотвращения загрязнения механизма оружия.
Была удлинена возвратная пружина, еще немного снизившая отдачу винтовки. Не пригодный к использованию зимой стальной штампованный приклад был заменен деревянным. В конструкцию винтовки ввели буфер, размещенный в прикладе, который снижал воздействие отдачи на стрелка. Все винтовки снабжались креплениями как для крепления оптических прицелов Gw.ZF.4, так и гранатометных. Модернизация FG-42 никак не отразилась на обозначении, хотя это уже были разные винтовки. Первый вариант со вторым роднил только принцип построения конструкции. В некоторых немецких документах они представлялись как FG-42 I и FG-42 II. Ближе к концу войны появилась модификация FG-42 со снайперским прицелом. Конечно, все эти усовершенствования сделали оружие длиннее и тяжелее, но и улучшили боевые и служебно-эксплуатационные качества.
Боевое крещение этого оружия состоялось 12 мая 1943 года при высадке немецкого десанта на остров Родос в Эгейском море, контролируемый англичанами. FG-42 тогда показали себя с лучшей стороны, продемонстрировав высокую эффективность огня. Герман Геринг убедил Гитлера в необходимости такой винтовки для парашютно-егерских войск люфтваффе. Однако отрицательные мнения командования вермахта затягивали ее принятие на вооружение. Прорывом явился успех в операции по освобождению Муссолини немецкими парашютистами, проводившейся под руководством главного диверсанта Германии, Отто Скорцени и прошедшая без единого выстрела. На время этой операции Скорцени были приданы наиболее подготовленные парашютисты 7-й парашютно-десантной дивизии под командованием майора Морса. Парашютисты тогда были вооружены помимо пистолетов и пистолетов-пулеметов новейшими автоматическими винтовками FG-42. В результате отношение к этому оружию резко стало положительным. В августе 1944 года, пройдя нелегкий путь испытаний, автоматическая винтовка FG-42 была запущена в массовое производство.
Вообще история именно 7-й парашютно-десантной дивизии «Люфтваффе» неожиданно переплелась с днём сегодняшним. С самого начала второй мировой войны немецкое командование стало широко применять парашютные десанты, в задачи которых входило перерезание коммуникаций, захват плацдармов в тылу противника, а также проведение диверсионных акций. На момент начала войны с СССР парашютисты 7-й парашютно-десантной дивизии входили в состав группы армий Nord, которой командовал генерал-фельдмаршал фон Лейб. К тому времени дивизия уже имела опыт успешных операций в Европе (Польша, Дания, Норвегия, Греция, Голландия). Понеся значительные потери в живой силе во время десантных операций на Крите, в сентябре 1941 года дивизия начала действовать на территории Ленинградской области как пехотная часть. Её бойцы были брошены на наиболее ответственные участки фронта, например, вдоль Невы в районе Московской Дубровки (Невский Пятачок).
FG-42 не стала массовым оружием, даже в сравнении со штурмовой винтовкой Stg.44, выпуск которой был начат также к концу войны. Небольшие партии этого оружия были поставлены для вооружения «зеленых дьяволов» из 1-й и 4-й парашютно-егерских дивизий, воевавших в Италии. FG.42 использовались 2-й и 3-й парашютно-егерскими дивизиями, сражавшимися в северной Франции во время высадки союзников в Нормандии. Однако самой знаменитой главой в истории боевого применения FG-42 стала последняя наступательная операция немцев на Западном фронте – при контрнаступлении в Арденнах. FG-42 были на вооружении особой боевой группы фон Хейде, включавшей 1200 егерей-парашютистов, которая получила задание занять и удерживать проходы через труднодоступный горный перевал Эйфель для обеспечения продвижения соединений 6-й танковой армии на Льеж. В результате этих боев винтовки FG.42 заслужили самые лучшие оценки немецких десантников. Этим оружием в основном снабжали лучших стрелков, использовавших винтовки в качестве снайперского оружия, или старших офицеров-десантников. FG-42 не была официально принята на вооружение, однако стала неотъемлемым спутником «зеленых дьяволов», так называли немецких десантников англо-американские войска.
Автоматическая винтовка FG-42 отличалась универсальностью в боевом применении, надежностью работы, точностью стрельбы и эффективностью огня. По сути, эта винтовка не имеет какой-либо совершенно революционной конструкции, но ее создателю, Луису Штанге удалось реализовать практически невыполнимую задачу – объединить в одном оружии преимущества ручного пулемета и пистолета-пулемета. Условно говоря, FG-42 – это ручной пулемет с длинной и массой не превышающими таковые у штурмовой винтовки Stg 44, обеспечивающий точный и эффективный огонь, как на больших, так и на малых дистанциях стрельбы. Отдельные элементы FG-42 были использованы и русскими конструкторами. Главным преимуществом системы являлась высокая эффективность огня, как на коротких, так и на больших дистанциях при маневренности и компактности. Однако вместе с тем винтовка была сложной и дорогой в производстве. Вследствие относительно высокой стоимости и технологической сложности до конца войны всего было выпущено около 7 тысяч винтовок обоих моделей. Оружие Штанге стало основой для схожих разработок в Швейцарии и США после окончания войны. Это удивительный образец конструкторской мысли, способной создать оружие, которое в теории не могло быть создано. FG-42 – интересная и уникальная автоматическая винтовка, являющаяся одним из лучших представителей немецкого оружия, созданного во времена Третьего рейха.
Основные характеристики
Калибр: 7,92×57
Длина оружия со сложенным штыком: 975 мм
Длина ствола: 500 мм
Масса без патронов: 4,8 кг.
Емкость магазина: 20 патронов
Начальная скорость пули: 760 м/с
Темп стрельбы: 750 выстр/мин
Прицельная дальность: 1200 м
Фото: 1, 2. первый вариант FG-42 с оптическим прицелом; 3. усовершенствованный вариант FG-42 с откинутым штыком; 4 – 6 немцы с FG-42; 7. фото парашютистов во время проведения операции по освобождению Муссолини; 8. немецкий парашютист ведет огонь во время боя в северной Италии; 9. немецкий снайпер с FG-42 оснащенной оптическим прицелом; 10. современная фотография FG-42; 11. винтовки с присоединенными оптическими прицелами, верхняя винтовка – первый вариант, нижняя – второй.
Оружие обладает магической силой – оно способно приворожить многих людей. Почему это происходит, объяснить порой просто невозможно. На оружие можно смотреть – и не насмотреться, держать в своих руках – и все равно хотеть еще раз прикоснуться к холодной стали ствола и теплому дереву щечек рукоятки.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий